Цель: научить служебную собаку по команде дрессировщика задерживать убегающего человека, вести с ней активную смелую борьбу, охранять дрессировщика и иметь привычку настороженного охранения задержанного на месте и в движении.
Условные раздражители: команда голосом "Фас" и жест выбрасывания правой или левой руки в сторону помощника; дополнительные команды "Рядом", "Сидеть", "Место", "Охрана".
Безусловные раздражители: помощник и его действие на собаку, механическое поощрение собаки.
Привычка производится на основе активно-защитной реакции поведения собаки.

Первый период. Развитие у собаки злобы и хватки за одежду помощника.
Занятия проводится следующим чином. На избранном участке с имеющимся укрытием для помощника, дрессировщик привязывает собаку с помощью поводка или цепи к дереву, чтобы при натягивании поводок или цепь была выше туловищу, собаки и не попадал между лапы. Собаку удерживают левой рукой за поводок на расстоянии 1 метра от ошейника с целью послабления рывков собаки в сторону помощника.

По сигналу помощник выходит из-за І укрытие. По дороге к собаке он делает угрожающие движения руками. Дрессировщик в это время дает собаке  команду "Фас". Активную реакцию собаки поощряет погладживанием. Помощник,  подошедший к собаке, имитирует нападение на нее, бьет по бокам собаки. Как только собака  достаточно проявит злобу, помощник убегает к укрытию.
Дрессировщик успокаивает собаку. Через 2-3 минуты занятия повторяется.
После выработки у собаки смелости переходят к занятиям из вырабатывания у собаки хватки за дресрукав. С этой целью, разозливши собаку ударами розги, помощник делает покушение дресрукавом таким образом, чтобы собака могла схватить за рукав. Когда собака проявит хватку, чем рукав, помощник тянет рукав в свою сторону. Если собака держит рукав очень крепко, помощник оставляет его возле собаки, а сам прячется у укрытия. Занятия завершается выгулом собаки. Многоразовое повторение занятий по развитию злобы у собак быстро приводит к образованию нежелательной привычки на имеющуюся защитную одежду.

Второй период. Выработка навыка: задержание человека, который убегает.
Дрессировщик приходит с собакой в определенное руководителем занятий место, удерживает собаку на коротком поводке в сидячем положении. Подает команду "Слушай" и показывает рукой в направление, возможного появление помощника.
За обусловленным сигналом помощник выходит с укрытия, дразнит собаку жестами, идет в его сторону. Подпустив его к собаке до 5 шагов, дрессировщик подает команду "Стой! Пускаю собаку!". По этой команде помощник поворачивается и бежит в обратном направлении. После отдаления помощника на 10 шагов дрессировщик по команде "Фас" на коротком поводке пускает собаку на задержание. Помощник убегает боком, следя за поведением собаки, а, также держа руку, на которой находится дресрукав, в сторону собаки. Как только собака попробует провести хватку, помощник делает движение рукой вверх, чем принуждает собаку схватить за руку с прыжка.

Дав собаке возможность получить удовлетворение от борьбы с помощником дрессировщик дает помощнику команду "Стой!". По этой команде помощник перестает активно действовать и спокойно стоит. Дрессировщик подходит к собаке, берет короткий поводок в руки, слегка тянет его к себе. После небольшой выдержки, подавши команду "Рядом", делает рывок поводком к себе. Если собака не отпускает помощника, наносит легкий удар по собаке. Успокоив собаку поглаживанием, садит его на расстоянии 3-4 шага
от помощника. При этом собаке подается команда "Охраняй" и жестом указывают в сторону помощника. На первых занятиях после минутного охранения спокойно стоячего помощника, по команде помощник ложится, а собака выгуливается.
Такие занятия повторяются 2-3 раза на неделю, а в другие дни у собаки вырабатывают условный рефлекс охранения помощника на месте без задержания. Занятия проводится следующим образом. Дрессировщик с собакой подходит к спокойно стоящему помощнику, садит собаку в 3-4 метрах от него и подает команду "Охраняй". Помощник должен  спокойно стоять, наблюдая за поведением собаки. Дрессировщик на каждом из следующих занятий увеличивает постепенно выдержку собаки при охранении помощника на 5-10 секунд. С этой целью он отходит от собаки, если собака будет делать попытку атаковать помощника, дрессировщик в угрожающей интонации подает команду "Сидеть", "Охраняй" и принуждает его выполнить команду.
Конечной целью таких занятий являются выработка у собаки навыка настороженного охранения помощника во время личного обыска дрессировщиком.

Обыск задержанного проводят в следующем порядке. Дрессировщик приказывает помощнику повернуться боком к собаке, расставить широко ноги, поднять руки вверх. Потом по команде "Охраняй" оставляет собаку в сидячем положении на расстоянии 2-3 м от задержанного, подходит к помощнику сзади, имитирует обыск, начиная сверху. При этом наблюдает за собакой и периодически повторяет команду "Охраняй". Закончивши обыск, дрессировщик в 3-х метрах обходит задержанного и подходит к собаке. Приказывает задержанному опустить руки, свести ноги и по команде лечь на землю. После этого собака выгуливается.

На следующих занятиях вводятся такие осложнения:
- постепенно увеличивается расстояние пуска собаки на задержание
- помощник меняет форму одежды;
- занятия проводится на разной местности, в разное время сутки с использованием холостой стрельбы с оружия из расстояния 150-200 м;
- увеличивается время охранения задержанного на месте.
К окончанию второго периода дрессировки собака должен смело идти на задержание убегающего помощника, активно вести с ним борьбу, отказываться от дальнейшей борьбы по команде "Стой", "Рядом", и внимательно караулить помощника на месте на протяжении 2-3 минут.
Третий период. Изготовление у собаки условного рефлекса задержания человека и его охранение на месте и в движении к стойкой привычке.
В третьем периоде отрабатываются приемы со следующим осложнениями:
- выработка условного рефлекса у собаки с одетым намордником вести борьбу с помощником при отсутствии защитной одежды;
- повторной атаки помощника во время его охранения, при попытке помощника напасть на дрессировщика;
- охранение помощника во время конвоирования;
- задержание двух и больше помощников.
С целью недопущения изготовления у собаки нежелательной связи на специфическую защитную одежду дрессировщика, собаку приучают вести борьбу с помощником, на котором нет защитного костюма дрессировщика.
Занятия строят следующим образом.

К началу занятий у собаки вырабатывают спокойное (безразличное) отношение к одетому наморднику. В процессе проведения занятий дрескостюм заменяют дресеровочным рукавом, который дает помощнику возможность носить его относительно скрыто от собаки. В начале таких занятий собаку приучают к атаки помощника и проведение хватки за дресрукав, а потом, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, в наморднике учат весты активную борьбу с помощником, который в это время находится без предметов защиты, в обычной одежде.
При этой форме занятий качество дрессировки зависит от правильности построения приема и четкости действий помощника, его умение возбуждать своим поведением собаку и вести с ним борьбу. При послаблении активной борьбы собаки в наморднике с помощником, чередуют атаку собаки без намордника и завершают хватанием собаки за дресрукав.
На этом этапе занятий каждое задержание завершается охранением помощника, после чего собака повторно атакует помощника при попытке его напасть на дрессировщика. Прием завершается конвоированием задержанного.

После повторной атаки собакой помощника дрессировщик берет собаку на короткий поводок и успокаивает его. Помощнику дается команда "Прямо! Шагом тронь!" Помощник по команде дрессировщика спокойным шагом движется впереди, а дрессировщик с собакой на расстоянии 3 м позади его . Если собака при этом отвлекается, помощник делает попытку к бегству.
Для этого он убегает вперед или в сторону, или предварительно снова нападает на дрессировщика, или наносит несильный удар по собаке. При каждой попытке задержанного к бегству дрессировщик подает команду "Фас" и пускает собаку на задержание.
Путем повторов занятий и с целью недопущения бегства задержанного у собаки производится привычка при конвоировании внимательно следить за ним и при его попытке убежать, не ожидая команды, догнать его и вести с ним активную борьбу.
Вместе с этим у собаки постепенно вырабатывают привычку к задержанию двух и больше помощника.
Занятия строят следующим чином. Руководитель занятия инструктирует помощников и размещает их в укрытиях на расстоянии от 20 до 50 метров друг от друга. Дрессировщик с собакой на расстоянии до 50 метров от первого помощника приседает, удерживая собаку рядом за ошейник. Дрессировщик подает собаке команду "Слушай", и через несколько секунд по сигналу руководителя занятий из-за укрытия выходит первый помощник и спокойно движется в направлении к дрессировщику с собакой.
Дрессировщик подает команду "Стой! Пускаю собаку". Помощник по этой команде поворачивается кругом и убегает в направлении второго помощника. После повторной команды "Стой! Пускаю собаку" дрессировщик командой "Фас" посылает собаку на задержание, и сам движется за ним. При задержании первый помощник перестает вести борьбу с собакой и ложится на землю, прикрывши главу рукой. В этот момент из-за укрытия с шумом и воплем неожиданно выбегает второй помощник и своим энергичным поведением обращает внимание собаки на себя. Собака, как правило, перестает вести борьбу с первым помощником и переключается на второго. Занятия заканчивается охранением обеих помощников и их конвоированием.

По мере изготовления привычки самостоятельного переключения собаки с одного помощника на другого условия занятия меняют, вводят осложнение. Помощники выходят из-за укрытия вместе и двигаются в один или разные направления.
Вместе с задержанием одного или нескольких помощников собак приучают, безразлично относится к сильным звуковым раздражителям, в том числе выстрелов, взрывов и т.п.
Одновременно приучают собак к задержанию помощника в нежилых и темных помещениях. Сначала помощник возбуждает собаку и на глазах у него убегает к помещению. Дрессировщик после предупреждения помощника командами "Выходи! Пускаю собаку" по команде "Фас" пускает собаку на задержание помощников в помещении, а сам движется за собакой. После борьбы собаки на протяжении 10-15 секунд помощник конвоируется. На следующих занятиях собака без предыдущего поддразнивания приучается к самостоятельному обыску помещения и активной борьбы с выявленным помощником.

Привычка считается произведенная:
- если собака в конце курса дрессировки смело идет на задержание человека;
- активно ведет борьбу из задержанным к команды дрессировщика;
- настороженно караулит задержанного как на месте, так и в движении;
- активно и смело защищает дрессировщика от нападения задержанных.
Возможные ошибки дрессировщика и их следствия:
- применение помощником в первом и второму периоде дрессировки сильных механических раздражителей, которые вызывают у собаки боязливость;
- задержание помощника, постоянно одетого в одну и та одежда, вырабатывает у собаки нежелательную привычку чрезмерной агрессивной реакции на кого-нибудь, кто одет в похожую одежду, и неуверенной реакции или отказы задержания лица в другой одежде;
- проведение задержания помощника на одной и той самой местности, в одно и то самое время, вследствие чего собака активно работает в обычных условиях, хуже в других, поскольку однообразные образа действий помощников приводят к образованию привычки реагировать лишь на стандартные действия;
- многоразовое повторение занятий из задержания помощника без учета индивидуальных особенностей собаки приводит к развитию чрезвычайно агрессивной реакции собаки к посторонним лицам, иногда к дрессировщику, часто собака становится неуправляемой.