Главная » 2012 » Январь » 6 » Методы обучения специалистов служебного собаководства
13:43
Методы обучения специалистов служебного собаководства

Методы обучения специалистов служебного собаководства
Успех подготовки специалистов служебного собаководства в значительной степени зависит от выбора путей, методов обучения.

Метод обучения — это способ при помощи которого руководитель занятия, опираясь на сознательность и активность обучаемых, вооружает их знаниями, навыками и умением, формирует у них необходимые личные качества.
На занятиях по предметам служебного собаководства применяются методы обучения, разработанные и проверенные долголетней практикой подготовки специалистов служебного собаководства в нашей стране. Основными из них являются:
- рассказ;
- беседа;
— практический показ с кратким пояснением;
-упражнение (тренировка);
— практическая работа с собаками;
— самостоятельная работа обучаемых.

Любой метод обучения — это способ совместной работы инструктора и руководимых им обучаемых.

Рассказ. Применяется как на занятиях по изучению теоретических предметов, так и на занятиях по дрессировке собак. Но ведущее место этот метод занимает при изучении теоретических предметов. Рассказ используется, как правило, при изучении новых тем. В ходе рассказа обучающий имеет возможность наиболее доходчиво объяснить содержание изучаемых вопросов. При этом он не просто пересказывает содержание учебника, но и передает обучаемым свои собственные знания, свой опыт применения этих знаний в практической работе с собаками. В ходе рассказа широко используются различные наглядные средства: схемы, плакаты, муляжи, диафильмы и др.

Беседа. Руководитель, опираясь на знания и практический опыт обучаемых, путем умело поставленных вопросов подводит их к усвоению новых знаний. Беседа — более активный метод обучения, чем рассказ.

В зависимости от подготовленности обучаемых, назначения и содержания изучаемой темы беседа может иметь целью сообщение новых знаний, повторение и закрепление ранее изученного материала, проверку усвоения обучаемыми материала темы или раздела в целом.

Практический показ с кратким пояснением. Этот метод обучения широко применяется на занятиях по дрессировке
собак. Суть этого метода характеризуется словами: «Делай, как я». Этот метод вызывает у дрессировщиков интерес к работе с собакой, обеспечивает более высокие результаты в подготовке специалистов и дрессировке собак.

Практический показ с кратким пояснением при обучении специалистов служебного собаководства применяется в следующих случаях:
1. В начале курса обучения дрессировщиков с целью выработать у них интерес к работе с собакой, создать ясное представление о работе хорошо подготовленной собаки. Правильный Показ способствует воспитанию у молодых дрессировщиков Любви к избранной специальности, вызывает желание добиться результатов в подготовке своих собак, какие они видали на показном занятии.
2. При вводе приема с целью научить технически правильному выполнению действий с первых же занятий по отработке итого приема.
3. При вводе новых усложнений в каждом приеме дрессировки, чтобы научить правильному методическому усложнению  дрессировки с учетом индивидуальных особенностей собаки.

В ходе очередных занятий по дрессировке собак при напомнить обучаемым технику выполнения  приемов общей и специальной дрессировки.

Упражнение (тренировка). Практические  навыки у дрессировщиков вырабатываются в процессе упражнений — многократных повторений приемов дрессировки собаки. В обучении специалистов служебного собаководства
важным  является связующим звеном метода практического с методом практической работы обучаемых с собак. Поэтому упражнение как метод обучения применяется  после показа с пояснением.

Упражнение подготавливает обучаемых к самостоятельной работе с собаками по выработке у них необходимых  рефлексов.
Особенно важно в ходе упражнений вовремя  заметить недостатки в действиях дрессировщика и устранить их, потому  даже незначительные ошибки способствуют образованию.

При дрессировке приходится воздействовать на собаку комплексом раздражителей. Так как трудно сосредоточить внимание на действиях собаки, применении раздражителей и других элементах, молодые дрессировщики допускают серьезные ошибки. Поэтому рекомендуется проводить специальные упражнения по усвоению техники вначале без собак.Например  на посадке собаки

Для этого обучаемые распределяются попарно и становятся один против другого. Один из дрессировщиков прижимает ногой брошенный конец поводка к земле, другой дрессировщик, взяв свободный конец поводка в левую руку, упражняется в выполнении жеста посадки. Подобные упражнения можно повторять в замедленном темпе, по элементам, добиваясь точного и правильного их выполнения. Если дрессировщик овладеет тем или иным приемом без собаки в спокойной обстановке, то ему значительно легче будет выполнять его с собакой.

Вслед за подготовительными проводятся упражнения с собаками под руководством инструктора.
При обучении специалистов служебного собаководства применяются индивидуальные и групповые упражнения. Сущность индивидуальных упражнений заключается в том, что инструктор рассредоточив обучаемых на отведенных участках, работает с каждым из них — подзывает к себе, переходит от одного к другому. Индивидуальные упражнения, дают более качественно обучить приемам дрессировки больше времени, чем групповые.

При групповых упражнениях все обучаемые в группе (8—-10 человек) одновременно упражняются в выполнении изучаемых действий. Групповые упражнения целесообразны при общей дрессировке собак, особенно в первоначальный период. Групповое упражнение позволяет в более короткие сроки привить обучаемым основные Правила и технику выполнения приемов. Кроме того, во время таких упражнений обучаемые наблюдают за действиями своих товарищей, перенимают друг от друга положительный опыт.

В целях совершенствования знаний и навыков специалистов, а также-повышения рабочих качеств собак после окончания курса дрессировки собак применяется метод тренировки. Тренировка проводится в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке действий по применению собак на службе.

Практическая работа обучаемых с собаками
. Сущность этого метода в том, что обучаемые дрессируют своих собак, используя полученные теоретические знания и практические навыки. Этот метод обеспечивает выполнение двух основных задач: привитие обучаемым прочных навыков по дрессировке и применению служебных собак; подготовку собак для несения службы. '
Практическая работа обучаемых с собаками проводится группами по 8—10 человек на отведенных участках местности под руководством инструкторов.

В начале занятия инструктор ставит перед дрессировщиками общую задачу, затем определяет конкретные задачи каждому дрессировщику с учетом подготовленности закрепленных за ними собак.

При постановке конкретных задач руководитель занятий определяет:
— кому, какими приемами, в каком объеме и где заниматься;
— кто с кем в паре работает по специальной дрессировке и кто старший;
— последовательность и очередность отработки приемов общей и специальной дрессировки;
— время начала и окончания выполнения задания, особенно по проработке следа;
— очередность дежурства в районе расположения собак группы.

При необходимости назначаются помощники для развития злобы у собак.
В начале занятия рекомендуется проверить знание обучаемыми некоторых вопросов теории дрессировки и умение  выполнять ранее изученные приемы.
Работа инструктора в ходе практической работы обучаемых с собаками зависит от цели и содержания занятия, количества и объема отрабатываемых приемов, а также степени подготовленности дрессировщиков и собак.
В установленное время инструктор проводит разбор занятия. При этом он использует данные, полученные в результат личного контроля действий обучаемых и из докладов самих дрессировщиков.

Самостоятельная работа обучаемых. Это такой метод , при котором обучаемые по заданию инструктора под контролем активно работают над углублением своих знаний или совершенствованием практических навыков! Этот имеет большое значение в подготовке специалистов служебного собаководства. Самостоятельная работа обучаемых имеет широкое применение, особенно на занятиях по теории  дрессировки собак.

Категория: Наука и Образование | Просмотров: 792 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar