Главная » 2012 » Март » 12 » Система охлаждения двигателя
15:07
Система охлаждения двигателя

Так как при работе автомобильный двигатель нагревается, из-за того что горении выделяется очень большое количество тепла, двигателю нужна система охлаждения чтобы  отводить излишки температуры.

Через двигатель постоянно цыркулирует охлаждающая жидкость, приводимая в движение при помощи насоса, который в свою очередь приводится в движение клиновидным или зубчастым ремнем. Охлаждающая жидкость циркулирует в  радиаторе и "рубашке" двигателя.  Жидкость в свою очередь, охлаждая двигатель также нагревается и в радиаторе при движении авто и в результате работы вентилятора она охлаждается. Охлаждающая жидкость течет также и через печьку (отопитель), чем обеспечивает обогрев салона автомобиля что дает нам возможность даже в стужу чувствовать себя в автомобиле комфортно, впускной коллектор и пусковую систему карбюратора (не у всех авто). Система охлаждения двигателя играет очень большую роль в стабильной роботе нашей автомашины и не только...

Работа системы регулируется термостатом, который обеспечивает быстрое нагревание холодного двигателя до рабочей температуры и предохраняет его от перегрева при работе под нагрузкой.

Емкость системы охлаждения в разных автомобилях не одинаковая но в среднем в двигателях с расширительным бачком -6,5 литра, в     двигателях   без расширительного бачка - 4,5 литра.

В системе охлаждения жидкость находится под давлением примерно 0,9-1,35 бар. некоторые авто имеют  пробку радиатора выпуска.

При повышенном давлении температура кипения жидкости повышается со 100 С до примерно 120 °С. Благоприятная для двигателя температура охлаждающей жидкости (превышающая 100 °С) может быть достигнута без опасности закипания, поскольку точка закипания при увеличении давления повышается.

Температура работы двигателя определяется следующими элементами:
пробкой радиатора или расширительного бачка, которая определяет давление.
термостатом, который после пуска холодного двигателя не пропускает охлаждающую жидкость сразу в радиатор, а включает его постепенно, по мере роста температуры.

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Если двигатель не имеет расширительного бачка, уровень охлаждающей жидкости целесообразно проверять, пока он холодный. При этом в системе охлаждения отсутствует повышенное давление. Оно возникает после нагревания охлаждающей жидкости. Чем выше температура охлаждающей жидкости, тем с большей осторожностью следует открывать пробку радиатора.

Система охлаждения без расширительного бачка

Прикрыть пробку толстой тряпкой (при горячем двигателе) и постепенно (делая один оборот и выдерживая паузу) ее отворачивать. В результате давление постепенно спадает, не приводя к выбросу горячей жидкости из радиатора!
Отвернуть пробку радиатора.
Проверить, доходит ли уровень жидкости до нижней отметки. Если уровень жидкости не виден, воспользоваться фонариком (или переносной лампой).

Система охлаждения с расширительным бачком

При горячем или холодном двигателе уровень охлаждающей жидкости должен доходить как минимум до нижней черты на расширительном бачке .
При горячем двигателе уровень охлаждающей жидкости может немного превышать верхнюю отметку.

Заливка охлаждающей жидкости

Убыль       охлаждающей       жидкости свидетельствует о неисправности системы охлаждения. Охлаждающая жидкость не расходуется,   и,   поскольку   система охлаждения закрытая, не испаряется. В случае заметной убыли охлаждающей жидкости поступать так, как описано ниже в параграфе "Проверка герметичности системы охлаждения"
Если постоянно доливается только вода, охлаждающая жидкость теряет свои морозостойкие свойства.  Поэтому одновременно   следует   добавлять средство против замерзания.
Не наливать жидкость выше верхней отметки. Горячая жидкость расширяется и ее излишки теряются. Небольшое количество жидкости можно доливать как в холодный, так и в горячий двигатель.
В случае существенной убыли нельзя доливать холодную жидкость в горячий двигатель. Термический удар может вызвать повреждение головки цилиндров и даже появление трещин на блоке двигателя.

Средство против замерзания

Двигатель охлаждается смесью воды со средством, препятствующим замерзанию; добавляется также присадка, предотвращающая коррозию внутренних полостей двигателя. Такая смесь называется охлаждающей жидкостью. Отношение составных частей смеси в Европе должно составлять 2:3, а в скандинавских странах -1:1.

В качестве средства против замерзания используются соединения, опасные для здоровья: этиленгликоль, двуэтилен гликоля, пропиленгликоль. Эти жидкости не испаряются.

Очень важным составным элементом охлаждающей жидкости является антикоррозионная присадка, которая препятствует образованию в системе охлаждения накипи, ржавчины и других продуктов коррозии. Поэтому даже весной не следует отказываться от использования охлаждающей жидкости. Жидкость должна использоваться в системе охлаждения круглый год. Кроме того, жидкости разных производителей можно без опасения смешивать.

Проверка морозостойкости охлаждающей жидкости

Морозостойкость охлаждающей жидкости контролируется ареометром (измерителем плотности). С его помощью измеряется удельный вес жидкости. Вследствие добавления различных антикоррозионных присадок удельные веса различных средств против замерзания также различны. Для особо точного измерения необходим специальный ареометр.

Проверка герметичности системы охлаждения

Проверить герметичность соединения всех шлангов: радиатора, двигателя, отопителя, пускового устройства карбюратора.

Проверить отсутствие трещин на шлангах. Нажимая на шланги, убедиться, что они достаточно эластичны. При необходимости заменить шланги. Убедиться, что шланги надеты на патрубки достаточно глубоко.

Проверить, обеспечивают ли винты хомутов, крепящих шланги, достаточно плотное соединение и не корродированы ли, иначе они могут лопнуть во время езды, особенно при максимальном давлении в системе охлаждения.

На СТО герметичность системы охлаждения контролируется с помощью специального компрессора с манометром. Это устройство подключается к горловине радиатора или к горловине расширительного бачка и создает давление около 1 бар. Если стрелка манометра остается неподвижной в течение 1-2 минут, это означает, что система охлаждения герметична.

Примечание
При низких температурах время нагревания охлаждающей жидкости существенно возрастает. В этом случае перед радиатором ставится утеплитель. Он ограничивает обдув радиатора воздухом, и благодаря этому жидкость при коротких поездках прогревается значительно быстрей. Однако надо отдавать себе отчет о возможных неприятных последствиях ограничения обдува. При движении по автостраде с полной нагрузкой количество охлаждающего воздуха может оказаться недостаточным и двигатель может перегреться. Поэтому при поездках на дальние расстояния утеплитель следует снимать.

Радиатор

Радиатор состоит из пластмассовых бачков и алюминиевых трубок. Бачки радиатора соединяются между собой большим количеством тонкостенных трубок. В целях увеличения поверхности охлаждения между трубками в горизонтальной плоскости размещены ребра. При подозрении на негерметичность радиатора следует обратиться на СТО и провести описанное выше испытание на герметичность. В случае очевидного повреждения радиатор можно снять самостоятельно и отдать в ремонт.

Снятие шлангов

Следует использовать только шланги, специально предназначенные для данного автомобиля, и новые хомуты.
-Слить охлаждающую жидкость.  Ослабить хомуты и снять шланги.
- Пригоревшие соединения ослабить, осторожно вставляя отвертку. Новый шланг надеть достаточно глубоко, чтобы не произошло самопроизвольного рассоединения.
-Не затягивать винты хомутов излишним усилием, так как можно сорвать резьбу.

Очистка радиатора
Перед наступлением летнего периода и по его окончании радиатор следует очищать, чтобы улучшить эффективность охлаждения.
-Снять решетку радиатора .
-Снять электровентилятор вместе с диффузором.
-Удалить засохшие остатки попавших в радиатор насекомых и другие загрязнения.
- Промыть радиатор водой с задней стороны (струя не должна быть слишком сильной). Не следует пользоваться твердыми щетками и острыми инструментами.
-Специальные средства для очистки внутренних поверхностей радиатора необходимы только в том случае, когда внутри накапливается шлам и другие осадки, вызванные электролизом.

Слив охлаждающей жидкости

-Отвернуть  пробку  радиатора  или расширительного бачка.
Рычажок крана отопителя передвинуть в положение  обогрев. Подставить подходящую емкость под радиатор.
-Снять нижний шланг радиатора.

Примечание
Средство против замерзания является отравляющим веществом, и поэтому его нельзя выливать в канализацию.

Наполнение системы охлаждения

-Рычажок крана отопителя поставить в положение обогрев.
- Сначала влить средство против замерзания, а затем - воду. Если вода "жесткая", то перед этим следует ее прокипятить. Выделяющаяся накипь останется в сосуде, в котором производилось кипячение, а не в системе охлаждения.
- Уровень жидкости должен достигать верхней отметки .
-Плотно завернуть пробку радиатора.
-Прогреть двигатель до открытия термостата. Термостат открывается наверняка при включении электрического вентилятора радиатора.
-Охладить двигатель, проверить уровень охлаждающей жидкости и, при необходимости, долить немного воды.

Снятие радиатора

-Слить охлаждающую жидкость.
-Отсоединить шланги от радиатора.
-Снять вентилятор радиатора вместе с диффузором.
-Вывернуть  болты, крепящих радиатор к кузову автомобиля.
-Вынуть радиатор
-При необходимости вывернуть термовыключатель.
 Термовыключатель устанавливать с новой уплотнительной шайбой; затянуть его моментом 25 Нм.

Снятие расширительного бачка

В старых автомобилях расширительный бачок может потерять герметичность в связи с утратой эластичности пластмассового корпуса и коробления отверстия под пробку.
-Снять хомуты соединительных шлангов.
-Снять шланги.
-Снять бачок с держателя.
-Поставить новые хомуты.

Пробка радиатора

В системе охлаждения пробка радиатора играет важную роль:
-при закрытой крышке ее уплотняющая поверхность прижимается к краю горловины радиатора или расширительного бачка, чем обеспечивается герметичность системы и необходимое давление в ней;
-если с ростом температуры давление в системе охлаждения возрастет до 0,9-1,35 бар (в в зависимости от модели автомобиля), то открывается клапан повышенного давления в пробке и водяной пар может выйти наружу;
-давление в системе охлаждения спадает;
-при охлаждении жидкость уменьшается в объеме и в системе создается разрежение.
 В целях уменьшения разрежения в пробке размещен второй клапан, который открывается при разрежении 0,06-0,1 бар. В радиатор или расширительный бачок при этом поступает атмосферное давление.

Проверка клапана повышенного давления

Правильность работы клапана повышенного давления в пробке радиатора проверяется с помощью  прибора для проверки давления.
Нужно создать давление с помощью прибора. При давлении 0,9-1,35 бар, клапан должен открыться.

Проверка клапана пониженного давления

Правильность работы этого клапана можно
проверить только ориентировочно.
При снятой пробке сильно сжать один толстый шланг в системе.  Установить и плотно завернуть пробку
радиатора. Если сжатый шланг распрямится, это означает, что клапан работает нормально. Если шланги системы охлаждения сжаты (при первом пуске двигателя), это означает, что работа клапана пониженного давления нарушена.

Термостат

Малый и большой круги системы охлаждения
Чтобы быстрее достигнуть рабочей температуры, система охлаждения разделена на две части (малый и большой круги):
после пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует в малом круге - от насоса в блок цилиндров и головку двигателя и снова к насосу.
При работе по малому кругу нагревается также отопитель салона, пусковое устройство карбюратора и впускной коллектор; когда охлаждающая жидкость достигнет определенной температуры  радиатор начинает выполнять свои функции;
проход жидкости через радиатор открывается термостатом.

Происходит это следующим образом: холодная жидкость из радиатора сначала смешивается с теплой жидкостью из малого круга. Благодаря постепенной подаче холодной жидкости удается избежать термических напряжений в двигателе; опускающаяся вниз холодная жидкость способствует поступлению горячей сверху. Жидкость в радиаторе охлаждается воздухом. При значительном охлаждении происходит перекрытие большого круга.

Действие термостата

Открывание термостата происходит благодаря расширительному элементу, наполненному специальным составом. С элементом соединен, клапан термостата. При нагревании жидкости состав плавится и расширяется в объеме, что приводит к открытию клапана.

Неисправности термостата

Обычно термостат работоспособен на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля. Причиной нарушения работы термостата чаще всего является скопление осадков между клапаном и корпусом термостата. В результате при низких температурах термостат не может полностью закрыться и нагретая жидкость сразу же поступает в радиатор.

Характерные признаки: указатель температуры показывает ее рост, а обогрев начинает работать с задержкой.

Следствие: это не вызывает повреждений, но двигатель неоправданно долго работает при пониженной температуре.

Небезопасным для двигателя является вытекание состава из расширительного элемента термостата. Оставшееся количество состава не в состоянии открыть клапан термостата. В результате двигатель перегревается.

Характерные признаки: стрелка указателя температуры находится на красном поле и мигает контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости.

Следствие: длительная езда в таких условиях, может вызвать повреждение прокладки головки цилиндров, что вызовет выход головки из строя.

Необходимо снять и заменить термостат или отбуксировать автомобиль на СТО.

Снятие термостата

В двигателе в основном термостат расположен достаточно низко, и необходимо слить почти всю охлаждающую жидкость, чтобы получить к нему доступ. Кроме того, следует дождаться, пока горячий двигатель остынет. При установке нового термостата необходимо заменить уплотнительную прокладку в корпусе термостата или насосе охлаждающей жидкости.
 
Проверка работы термостата

С помощью термометра можно проверить, открывается ли термостат при нужной температуре. Температура открывания зависит от модели двигателя. 
-Снять термостат.
-Подвесить термостат в посуде с водой и нагреть.
-Проверить, что в указанных температурных пределах клапан поднимается над своим гнездом.
-Измерить ход клапана от закрытия до открытия.

Насос охлаждающей жидкости

Насос обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Его расположение зависит от модели двигателя автомобиля, приводится в движение зубчатым или клиновидным ремнем.
Насос охлаждающей жидкости не требует обслуживания. Однако он может потерять  герметичность, а шумы в нем указывают на неисправность подшипников.

Проверка натяжения клиновидного ремня

При обслуживании системы охлаждения  двигателя следует контролировать натяжение  ремня. Проскальзывание ремня (писк при увеличении оборотов) может ухудшить охлаждение.  Сильно нажать пальцем на клиновидный ремень между водяным насосом и генератором.  Прогиб должен составлять 5 мм. Натянуть, если необходимо, клиновидный ремень.  Езда без клиновидного ремня и, следовательно, без привода насоса охлаждающей жидкости  грозит серьезными неприятностями для двигателя.

Вентилятор радиатора

В любом радиаторе установлен термовыключатель, который включает вентилятор, если выходящая из радиатора жидкость имеет слишком высокую температуру. Если же выходящая из радиатора жидкость охлаждается ниже определенной нормы, то термовыключатель отключает вентилятор. В некоторых моделях двигателей установлены двухскоростные вентиляторы. Уменьшенное с помощью последовательного резистора напряжение питания уменьшает скорость вращения вентилятора наполовину. При повышении температуры охлаждающей жидкости резистор "закорачивается" и ротор электровентилятора начинает вращаться с максимальной скоростью.

При соответствующей температуре замыкание контактов выключателя замыкает цепь питания вентилятора радиатора. Электровентилятор подключен
непосредственно к аккумулятору и может работать даже при выключенном зажигании. При работе с двигателем следует соблюдать осторожность: при горячем силовом агрегате вентилятор может включиться неожиданно.

Неисправности вентилятора радиатора

Неисправный электродвигатель вентилятора может стать причиной опасного повышения температуры охлаждающей жидкости, однако это происходит только после длительной работы на холостом ходу или длительного подъема. Повреждение вентилятора не является причиной для остановки автомобиля.
После охлаждения двигателя можно добраться до СТО на средних оборотах с умеренной скоростью. Внимательно следить за показаниями термометра и контрольной лампы.

Поиск неисправностей

Отключить термовыключатель.
Замкнуть между собой его провода (для сдвоенного термовыключателя красный провод соединяется с красно-белым или красно-черным).
Если после этого вентилятор начинает работать, значит, поврежден термовыключатель.
Провода соединить с термовыключателем.
Замкнуть между собой контакты термовыключателя.
висающие провода закрепить изолентой.
Если перемычка на термовыключателе ничего не меняет, проверить, не поврежден ли предохранитель (см. предыдущую таблицу).
Если предохранитель исправен, следует проверить электродвигатель вентилятора. Снять наконечники штатных проводов с электродвигателя. Контакт, к которому был подключен красный или черно-красный провод, соединить с положительной клеммой аккумулятора. Контакт, к которому подходил коричневый провод, соединить с "массой".
Если вентилятор не работает, это означает, что поврежден
электродвигатель; заменить его.
Если вентилятор заработал, следует проверить все контактные соединения в цепи: аккумулятор, термовыключатель, вентилятор. Поездку можно продолжать, подключив вентилятор непосредственно к аккумулятору.
Указание
После окончания поездки не забудьте отключить временную цепь питания электродвигателя вентилятора.

Снятие электродвигателя вентилятора
Отсоединить провода от электродвигателя. 
Отвернуть болты  крепления электровентилятора и вынуть его. Крыльчатка вентилятора снимается с вала электродвигателя по-разному
В вентиляторе фирмы Бош выбить штифт и снять контрящую шайбу.
В  вентиляторе  фирмы  АЕО  снять контрящую и зубчатую прокладки.
В вентиляторе фирмы Марелли снять контрящий зажим.

Электролиз в системе охлаждения

В системе охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминия, на контактах термовыключателя, находящегося под полным напряжением, может начаться электролиз, т.е. электрохимический процесс разложения под действием тока, протекающего через раствор химических соединений. Если радиатор неисправен, а датчик температуры в головке цилиндров показывает высокую температуру охлаждающей жидкости, необходимо проверить, не происходит ли в системе
охлаждения процесс электролиза.
Признаки процесса:
засорены трубки в радиаторе;
следы, похожие на коррозию, в местах неплотностей;
белый налет на термовыключателе.

Проверка радиатора и диффузора вентилятора

Диффузор вентилятора может находиться под электрическим напряжением, что вызывает электролиз.   
Проверка    выполняется следующим образом:
Отключить термовыключатель. 
Подключить вольтметр между диффузором вентилятора и отрицательным полюсом аккумулятора. Отсутствие показаний или отклонение стрелки в обратную сторону не играет роли. Продолжать    проверку    в соответствии с описанием в следующем разделе.
Если измерение покажет существование напряжения, необходим ремонт (следует поменять радиатор с электровентилятором и термовыключателем. В противном случае эта неисправность будет повторяться).
Не использовать снова слитую охлаждающую жидкость. После установки новых деталей залить чистую воду.
Прогреть двигатель и полностью слить воду.
Еще раз заполнить систему охлаждения (см. стр.55).
Снова убедиться, что между радиатором и вентилятором нет напряжения. С этой целью подключить "минусовой" провод вольтметра к "минусовой" клемме аккумулятора, а "плюсовой" - к элементам системы охлаждения. Отрицательное отклонение стрелки не имеет значения, но даже небольшое положительное напряжение требует повторной замены вентилятора.

Проверка термовыключателя

Если в ходе предыдущей проверки не обнаружено напряжения, то необходимо вывернуть термовыключатель. Если на нем видны зелено-голубые пятна, его необходимо заменить.
Замена радиатора необходима лишь в том случае, если обнаружена закупорка трубок вследствие электролиза.
Новую охлаждающую жидкость залить после прополаскивания водой или специальным средством для чистки радиаторов.

Категория: Авто и Мото | Просмотров: 2194 | Добавил: Oleg | Теги: автомобильные жидкости, обслуживание авто, двигатель, радиатор, ремонт авто, охлаждение двигателя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar